Права и обязанности граждан в сфере здравоохранения регламентируются ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, который охватывает сразу несколько направлений: правовые, организационные и экономические основы векторы здравоохранения, индивидуальные лечебные перспективы пациента, базовые профессиональные обязательства и максимальную степень ответственности соответствующих органов, компетенции и полномочия больниц, клиник, амбулаторий и кабинетов, ответственность и требования к врачам и фармацевтам. Что подразумевается под индивидуальными компетенциями и законодательно оговоренными ожиданиями каждого потенциального пациента?
Абсолютно каждый имеет право выбрать как конкретного специалиста, так и медучреждение — обладающее лицензией частное либо бюджетное муниципальное, с равной ответственностью медработников за исход лечения.
Кроме того, каждому должны быть гарантированы:
- качественная профилактика, диагностика, лечение, медреабилитация в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- своевременные консультации профильных специалистов;
- обезболивание, обусловленное особенностями течения заболевания;
- получение прозрачной информации о состоянии своего здоровья;
- получение лечебного питания в медстационарных условиях;
- защита врачебной тайны.
Напомним, что гражданин имеет право также на отказ от медицинского вмешательства и на возмещение вреда в случае, если здоровью был нанесен ущерб в ходе врачебной ошибки либо некачественной медицинской помощи.
Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
Обязательное и своевременное прохождение плановых осмотров — одно из самых важных требований, которые каждый обязан соблюдать каждый.
Находясь на лечении, пациент обязан соблюдать регламент амбулаторного либо стационарного медучреждения, равно как и назначенный режим лечения. Особые требования предъявляются к пациентам, страдающим заболеваниями, которые представляют опасность для третьих лиц, а также к людям, проходящим постоперационную и посттравматическую реабилитацию.